Господин Маматказин любит использовать термин «рентабельность» для описания работы пассажирского транспорта. «Я не утверждаю, что завтра электротранспорт станет прибыльным, но сделать его рентабельным можно», — говорил Камил Маматказин. http://chelyabinsk.ru/text/newsline/456963.html
Любой здравый человек понимает, что неприбыльная деятельность не может быть рентабельной. Что понимал под термином рентабельность самый великий транспортник, известно только ему. Можно только предположить, что такое упрощенное понимание экономики используется для прессы, для народа. Пренебрежительное отношение к жителям и работникам муниципальных предприятий вообще очень характерно для Маматказина.
Но я предлагаю порассуждать на такую тему, как бюджетные вливания в челябинские МУПы (около 1 млрд.руб. в 2011 году из бюджета города и области). Проанализировать эти «вложения» с точки зрения «откатоёмкости». Предлагаю ввести такой показатель, чтобы определить сколько денег могут заработать кураторы транспортной отрасли (конкретные физические лица) при использовании административного ресурса.
Скажу сразу, что это рассуждения, а не утверждения что именно так и происходит. Надеюсь эти рассуждения будут полезны кому-либо для экономии бюджетных средств или для оптимизации бизнеса по их осваиванию. Статья из серии «а можно было бы сделать так». Ведь даже «зарабатывать» нужно с умом. Освоенные деньги можно пустить на строительство, создание рабочих мест, инвестиции в жилую и коммерческую недвижимость, развлечения, тем самым поднять экономику региона, запустить финансовый мультипликатор.
1. Самая простая тема, лежащая на поверхности — материально-техническое снабжение. Подвижной состав и материально-техническую базу нужно ремонтировать всегда. Чтобы не возникало вопросов о закупе у проверяющих, МУПами лучше всего передать во внешнее управление техническое обслуживание, ремонт и складское хозяйство коммерческой компании. Назначить бойца Иванова, Яраткулова или Гунщина. И уже он будет продавать списанное имущество или закупать запчасти по завышенным ценам. Сумма закупок минимально составляет 3 млн. в месяц по электро и автотранспорту. Это без топлива и электроэнергии. С этих денег можно смело зарабатывать 3-5 млн.в год.
2. Безусловно самое выгодное дело — это передавать действующий бизнес МУПов в частные руки. На продажу бизнеса, как актива, не существует государственного регулирования. Т.е. представить себе, чтобы бизнесмен отдал бесплатно прибыльный бизнес не возможно, если это не благотворительность или политическая выгода. Междугородние перевозки — это безусловно прибыльный бизнес. Например, за покупку работающего междугороднего или пригородного автобусного маршрута у коммерческого предприятия придется отдать несколько миллионов рублей (это без подвижного состава). У МУПа его можно забрать просто договорившись с нужными людьми. И никакой ответственности за это не предусмотрено. Максимум что можно — это уволить «нерадивого» директора. Если взять 20 междугородних и пригородных маршрутов МУП «Челябавтотранс», приносящих 2 млн руб. в месяц прибыли (рентабельных 🙂 ), то оценить такой бизнес можно в 72 млн.руб. Это прибыль за 3 года.
3. Также прибыльным является деятельность автовокзалов и автостанций по продаже билетов http://podoprigora74.livejournal.com/179557.html
Если верить автору статьи, то прибыль только челябинских автовокзалов составляет 2,5-3 млн.руб. в месяц. Это еще 30-36 млн.руб. в копилку.
4. Бизнес по выпуску и обслуживанию пластиковых карт для оплаты проезда в транспорте. Очень удобно всю работу поручить МУПам и УСЗН, а счет за обслуживание будет выставлять аутсорсер. Сейчас это конечно стало не так выгодно, т.к. выпуск подвижного состава и пассажиропоток снизился в 2 с лишним раза, но абстрактность самой услуги позволяет установить практически любую комиссию за услуги. В актив бенефициаров реформы можно смело записать 6-15 млн.руб. в месяц.
5. Ещё можно «прокачать тему» с капитальным ремонтом. Прелесть его в том, что снаружи не видно то, что седлано или не сделано внутри. Например, модернизация трамвая может стоить от одного до пяти млн.рублей. Проверить очень сложно, только разбирать и дефектовать агрегаты. Вот и считай: количество отремонтированных машин на 1-3 млн.руб. с каждой.
6. Есть еще «возвратный лизинг». Эта схема предполагает, что разводятся чиновники и проверяющие, так не сильно вникают в «удорожание» и его отличие от банковского процента. И что банковский кредит всегда дешевле лизинга. Лизинг имеет смысл, если снижается налог на прибыль. А как мы уже выяснили транспорт у нас убыточный, но его можно сделать «рентабельным 🙂
Кроме того, лизинг — это же платить потом, другим людям, а капитально-восстановительный ремонт или приобретение транспорта оплачивается сразу. Так что можно 5-10% «срубить» на поставке и с лизинговых платежей «отщипывать» понемножку.
6. Реклама на общественном транспорте и размещение линий связи на опорах контактной сети электротранспорта. Всё очень просто: берешь с заказчика плату, 30-50% платишь за услугу поиска заказчика своей фирме. 5-10 млн. в год заработать можно. Здесь нужен свой доверенный парень, какой-нибудь Горбачев или Радмиров.
Уведомление: Шанс — он не получка, не аванс | Форум о пассажирском транспорте в Челябинске
Уведомление: Наш Керри | Форум о пассажирском транспорте Челябинска
Уведомление: 220 млн.руб. | Форум о пассажирском транспорте Челябинска