Ситуация в пассажирском транспорте всегда была сложной, но последние годы политика Администрации города в сфере общественного транспорта утратила всякую логику и последовательность. Декларируемые заявления-лозунги противоречат друг другу, не соответствуют действительности и вызывают непонимание работников отрасли – чего же от них требуется, приводящее к бездействию.
Вот некоторые факты.
- В декабре 2009 года регулирование рынка маршрутных такси передано в ведение Управления экономики. При этом заявлено, что более половины машин приезжают из пригорода и они не платят за пользование городской инфраструктуры. Это не так, доля машин работающих на пригородных маршрутах не превышает 20%. Все остальные перевозчики расположены в Челябинске. Все 100% ничего не платят за пользование городской инфраструктуры. Дело в том, что до 2009 года существовали договорные отношения между перевозчиками и муниципалитетом, в рамках которых были определены маршруты, правила работы, условия доступа к городской инфраструктуре. В 2010 году такая практика прекращена, и ничего не предложено взамен. На сегодняшний день осуществлять пассажирские перевозки может любая организация (индивидуальный предприниматель) имеющая лицензию и трафарет для изготовления номера маршрута. При этом лицензию на пассажирские перевозки может получить организация (ИП), имеющая хотя бы 1 автомобиль и двоих аттестованных специалистов. Если до 2009 года порядка 20 перевозчиков имели договорные отношения с МУП Челябгортранс на оплату услуг контроля, то в 2010 года из-за отсутствия требования Администрации такие отношения прекращены.
- В марте 2010 года заявлено, что «к лету автовокзал переедет на новое место на привокзальной площади». До этого времени необходимо реконструировать территорию: благоустроить, снести временные постройки, организовать разворот кольца. Возврат вокзала в муниципальное ведение приведет к улучшению в сфере безопасности, к снижению цен на билеты. Ничего из заявленного не сделано.
- В начале июня новый лозунг: челябинские власти намерены избавиться от маршрутных ПАЗов. Однако уже 22 июня новая модель ПАЗ объявлена одной из лучших и приоритетной в политике обновления подвижного состава.
- Тогда же на встрече с частными перевозчиками заявлено о планах мэрии разработать правила перевозки, определив необходимое число маршрутов и количество машин, которые будут на них работать. Разработка перспективной маршрутной сети – серьезная работа, требующая затрат времени и ресурсов и может занять от 3 месяцев до полугода. В таких условиях не понятно, о каких «прозрачных правилах работы» будет объявлено к сентябрю 2010 года. Ведь без утвержденной маршрутной сети, без разработанных паспортов маршрута нет предмета конкурса. Значит уже сейчас очевидно, что до конца года никаких конкурсов не состоится. А раз нет «законных» перевозчиков, то нет и «незаконных».
- Еще большее недоумение и удивление в среде частных перевозчиков вызвало заявление 15 июня о том, что количество маршрутных такси, которые ездят по проспекту Ленина, сократилось с 800 до 600. Это заявление, мягко говоря, не соответствует действительности, однако преподносится как достижение, которое подтверждает наведение порядка в отрасли.
- Новый информационный повод от 21 июня заставил округлить глаза руководителей муниципальных предприятий. Оказывается, по планам мэрии МУП Челябавтотранс (настоящее название МУП Челябинскавтотранс) будет реорганизован в ЗАО или ОАО со стопроцентным уставным капиталом (как будто бывают ЗАО или ОАО не со стопроцентным уставным капиталом). И что самое интересное, что заработная плата водителей автобусов крайне низкая, а переработка на линии превышает 100 часов в месяц. Из чего профсоюз работников предприятий пассажирского транспорта сделал однозначный вывод о грядущем повышении зарплаты и снижении нагрузки. Что оказывается, руководители предприятий обманывали работников, что денег на повышение зарплаты нет. При текущем дефиците бюджета такое повышение неминуемо приведет к дополнительному росту бюджетных расходов или забастовкам на предприятиях.
- В июньской статье «Вези меня инвестор!» описано, что из мэрии разосланы предложения потенциальным инвесторам Челябавтотранса. Ими оказались производители автобусов, так как работать через посредников очень тяжело. При этом предприятие останется муниципальным, но для того, чтобы была возможность привлечения каких-либо инвестиций, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство, нужно тщательно проработать схему. Возникает вопрос, что именно предлагают потенциальным инвесторам. Ведь ни маршрутной сети, ни модели рентабельного бизнеса, ни понимания как ограничить дикую конкуренцию, ни оформленного по закону муниципального имущества (ни один объект недвижимости не оформлен в ФРС) нет. Здесь же замечено, что практически все муниципальные автобусы находятся в ведении Челябавтотранса, кроме автобусного парта в Металлургическом районе, который относится к другому МУПу – Челябгортрансу.
- Но 20 июля заявлено, что МУП Челябгортранс готовят к реорганизации. Вместо него появятся два самостоятельных предприятия. Уже решено, что в отдельные структуры будут выделены электрический транспорт и автотранспорт. Хотя в статье от 22 июня они были еще разными предприятиями. А на самом деле МУП Челябгортранс и МУП Челябинскавтотранс никогда и не объединялись.
- Удивляет и новое достижение – 5 июля Челябгортранс впервые за три года полностью погасил задолженность перед энергетиками в 150 млн.руб. Это при ежемесячном потреблении более 50 млн.руб. и нулевой задолженности на начало 2010 года.
- Последние ? года активно «прорабатывается схема» создания МАУ на базе то Челябгортранса, то на базе объединения частных перевозчиков. Однако, в федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» сказано, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
- Еще одно заявление от 22 июля в рамках первого заседания городской административной комиссии. Объявлено, что уже выявлен ряд нарушений по организации межмуниципальных и муниципальных перевозок на территории города, составляются протоколы. Очень интересно было бы взглянуть на эти протоколы. О нарушении чего там говорится? Ведь как уже сказано, нет ни порядка допуска на маршрут, ни договорных отношений с перевозчиками в 2010 году, ни утвержденных маршрутов. За какие нарушения можно привлечь перевозчика?
- Трудовые коллективы не осведомлены в сложных политических процессах и просят ответов на простые вопросы: что будет с предприятием, когда повысят заработную плату, будут ли новые автобусы (трамваи, троллейбусы), чем грозит для них приход «инвестора». Две недели профсоюз работников пассажирского транспорта просил Администрацию города ответить на поставленные вопросы. Внятных ответов и комментариев не последовало. В результате 26 июля состоялся пикет с требованиями обеспечить сохранение рабочих мест и повысить заработную плату. Ответ был дан. Оказывается транспорт останется муниципальным, придет новое руководство, деньги даст «инвестор», и с 1 октября повысят зарплату на 50%. А старое руководство все это знало, но почему то не довело эту информацию до людей. Как это следует из предыдущих «тезисов» и как этого добиться, непонятно.
Цель всех этих заявлений – показать видимость работы и отвлечь от решения главных проблем. Ведь очевидно, что проблемы отрасли на сегодня в отсутствии конкурсного регулирования рынка пассажирских перевозок. Перевозчики явно демпенгуют, ведь для поддержания безопасных перевозок необходимо иметь собственную техническую службу контроля, иметь штатных водителей и т.д. При действующих тарифах это невозможно. Поднять тарифы перевозчики также не могут, ведь это приведет к появлению на маршруте конкурентов. В результате замкнутый круг. Муниципальный транспорт также не может увеличить стоимость проезда, ведь маршрутки работают по 10-12 рублей и «им это выгодно».