Схематозы 2: в соответствии с лимитами бюджетных обязательств

То что общественный транспорт убыточный и требует финансирования сказано и написано предостаточно. А значит нужны дотации, субсидии. Здесь как негде готов проявить себя «суровый» челябинский чиновник.

Есть два принципиальных способа компенсировать убытки от регулярных перевозок. Создание предприятий, контролируемых государством (МУПов, ОГУПов и т.п.), контроль их расходной части и дотирование разница доходов и расходов. И второй вариант, когда государство определяет стоимость 1 км транспортной работы и оплачивает разницу между расходами на машино-часы и выручкой с линии. Второй вариант как правило используется, когда перевозчик по большей части частник.

Конечно стоимость 1 км транспортной работы зависит от типа подвижного состава (большой автобус или ПАЗик) и вида транспорта (трамвай, автобус или троллейбус).

Наверное это понятно всем на уровне школьной программы. Но это было бы слишком просто для челябинского чиновника, который конечно считают себя умнее остальных и создают бесчисленные структуры, предприятия, операторов, организаторов, проводят конкурсы за счет бюджета. А между прочим объем этих самых средств растет ну просто с геометрической прогрессией. Если в 2021 году ОГКУ ОПЧО провел 129 закупочных процедур на 1,985 млрд.руб., в 2022 году — 379 процедур на 4,853 млрд.руб., то за 5,5 месяцев 2023 года уже 115 конкурсов на 5,938 млрд.руб. Это уже серьезные деньги, за которые можно и нужно спросить.

Например, сравним некоторые закупки.

Маршрут КМ «Калинина –Областная больница»(цена установлена на 38% ниже расходов, цена 1 км пробега 70 руб., 5,8 млн.руб. получит МУП СОД)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут КМ «Калинина – Областная больница»
2023 год
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 18 744 157,76
2. Затраты подрядчика на приобретение,  установку и эксплуатацию в транспортных средствах i-ro класса дополнительного оборудования, обязанность использования которого предусмотрена  нормативными  правовыми  актами или условиями контракта, включая контрольно-кассовую технику, оборудование для использования в автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда, оборудование, используемое в автоматизированных системах мониторинга пассажиропотока, руб.; Coi руб. 0,00
3. Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ Ссуб руб. 0,00
4. Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика П руб. 9 372 078,88
5. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 9 372 078,88
6. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 5 833 212,00
7. Планируемый пробег за срок действия км. 83 331,60
8. Цена 1 км пробега руб. 70,00
9. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 5 833 212,00

Маршрут № 10 «ЧМК — ТРК «Родник» (цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 106 рублей, 260 млн.руб. заберет ООО НК)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут № 10 «ЧМК — ТРК «Родник»
2023 год 2024 год 2025 год
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 32 422 646,19 152 164 977,75 152 927 103,15
2. Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда Coi руб. 0,00 0,00 0,00
3. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 32 422 646,19 152 164 977,75 152 927 103,15
4. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 32 422 100,76 152 158 532,07 152 919 009,76
5. Планируемый пробег за срок действия км. 305 523,00 1 429 927,00 1 426 483,30
6. Цена 1 км пробега руб. 106,12 106,41 107,20
7. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 32 422 100,76 152 158 532,07 152 919 009,76

Маршрут № 12с «Автовокзал — Сад Мичурина», № 17с «Автовокзал — Сад Винзавода», № 27с «Автовокзал — Сад Коммунальщик», № 28с «Автовокзал — Сад Дударевская роща» (цена установлена на 58% ниже расходов, цена 1 км пробега 91 рубль, 2,8 млн.руб. заберет МУП КПА)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут № 12с  «Автовокзал — Сад Мичурина» Маршрут № 17с «Автовокзал — Сад Винзавода» Маршрут № 27с «Автовокзал — Сад Коммунальщик» Маршрут № 28с «Автовокзал — Сад Дударевская роща»
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 2 606 380,02 2 435 363,35 2 415 502,54 2 332 394,45
2. Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда Coi руб. 0,00 0,00 0,00 0,00
3. Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ Ссуб руб. 0,00 0,00 0,00 0,00
4. Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика П руб. 807 977,81 754 962,64 748 805,79 723 042,28
5. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 1 798 402,21 1 680 400,71 1 666 696,75 1 609 352,17
6. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 819 226,80 646 529,63 668 316,60 675 533,25
7. Планируемый пробег за срок действия км. 8 968,00 7 077,50 7 316,00 7 395,00
8. Цена 1 км пробега руб. 91,35 91,35 91,35 91,35
9. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 819 226,80 646 529,63 668 316,60 675 533,25

Маршрут № 5 «Весенняя (пос.АМЗ) — ЧКПЗ»(цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 109 рублей, 268 млн.руб. заберет ИП Глухов)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут № 5 «Весенняя (пос.АМЗ) — ЧКПЗ»
2023 год 2024 год 2025 год
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 33 021 280,40 130 513 829,72 131 168 188,04
2. Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда Coi руб. 0,00 0,00 0,00
3. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 33 021 280,40 130 513 829,72 131 168 188,04
4. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 33 018 605,75 130 508 496,12 131 159 986,72
5. Планируемый пробег за срок действия км. 302 895,20 1 197 106,00 1 194 644,20
6. Цена 1 км пробега руб. 109,01 109,02 109,79
7. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 33 018 605,75 130 508 496,12 131 159 986,72

Маршрут № 22а «Улица Александра Шмакова-ЧКПЗ» (цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 109 рублей, 58 млн.руб. заберет ООО Альфа)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут № 22а «Улица Александра Шмакова-ЧКПЗ»
2023 год 2024 год 2025 год
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 53 319 175,34 180 230 238,35 180 960 244,35
2. Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда Coi руб. 0,00 0,00 0,00
3. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 26 659 587,67 90 115 119,18 90 480 122,17
4. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 26655138,50 90114234,70 90471058,25
5. Планируемый пробег за срок действия км. 457 520,40 1 550 485,80 1 546 249,50
6. Цена 1 км пробега руб. 58,26 58,12 58,51
7. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 26 655 138,50 90 114 234,70 90 471 058,25

Маршрут № 55с «Мамина – Станция «Межозерная», № 57с «Мамина – Станция «Межозерная» (цена установлена на 30% ниже расходов, цена 1 км пробега 65,5 рублей, 8,7 млн.руб. заберет МУП СОД)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
Маршрут №  55с «Мамина – Станция «Межозерная» Маршрут №  57с «Мамина – Станция «Межозерная»
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 12 439 266,82 12 498 842,43
2. Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда Coi руб. 0,00 0,00
3. Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ Ссуб руб. 0,00 0,00
4. Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика П руб. 6 219 633,41 6 249 421,21
5. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 6 219 633,41 6 249 421,21
6. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 4 449 546,00 4 289 202,00
7. Планируемый пробег за срок действия км. 67 932,00 65 484,00
8. Цена 1 км пробега руб. 65,50 65,50
9. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 4 449 546,00 4 289 202,00

Маршрут № 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал» (цена установлена на 73% ниже расходов, цена 1 км пробега 21 рубль, 28,8 млн.руб. заберет МУП СОД)


п/п
Показатель Обозначение Единица
измерения
 № 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал»  № 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал»
Большой класс Особо большой класс
1. Максимальная стоимость работы транспортных средств Ci руб. 179 971 775,23 22 687 146,27
2. Затраты подрядчика на приобретение,  установку и эксплуатацию в транспортных средствах i-ro класса дополнительного оборудования, обязанность использования которого предусмотрена  нормативными  правовыми  актами или условиями контракта, включая контрольно-кассовую технику, оборудование для использования в автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда, оборудование, используемое в автоматизированных системах мониторинга пассажиропотока, руб.; Coi руб. 3 724 776,00 1 029 597,00
3. Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ Ссуб руб. 0,00 0,00
4. Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика П руб. 88 186 169,86 11 116 701,67
5. Начальная (максимальная) цена НМЦК руб. 95 510 381,37 12 600 041,60
6. Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств руб. 26 534 467,50 2 300 936,40
7. Планируемый пробег за срок действия км. 1 313 587,50 80 172,00
8. Цена 1 км пробега руб. 20,20 28,70
9. Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту руб. 26 534 467,50 2 300 936,40

И так далее …

Как видим наличие огромного штата Министерства, замминистра из Москвы, ОГКУ, подразделений администраций муниципалитетов не делает процесс выделения бюджетных средств сколько-нибудь осмысленным и прозрачным. Стоимость 1 км транспортной работы устанавливается от 20,2 руб. до 109,7 рублей.

ОГКУ ОПЧО может при этом заплатить от 100 до 30% вообще без какого-либо обоснования. Ну не бывает так, что 1 км на автобусе большой вместимости стоит 20 рублей, а малой или средней в 5 раз дороже. не говоря о том, что сведения о наличной выручке в большей части взяты вообще с потолка.

Всё это напоминает планирование СССР «от достигнутого». Но вроде как времена и деньги теперь другие. Очень хотелось бы увидеть объяснения, что такое «доведенный лимит бюджетных средств», кто его доводит и почему для каждого перевозчика он доводится разный?