То что общественный транспорт убыточный и требует финансирования сказано и написано предостаточно. А значит нужны дотации, субсидии. Здесь как негде готов проявить себя «суровый» челябинский чиновник.
Есть два принципиальных способа компенсировать убытки от регулярных перевозок. Создание предприятий, контролируемых государством (МУПов, ОГУПов и т.п.), контроль их расходной части и дотирование разница доходов и расходов. И второй вариант, когда государство определяет стоимость 1 км транспортной работы и оплачивает разницу между расходами на машино-часы и выручкой с линии. Второй вариант как правило используется, когда перевозчик по большей части частник.
Конечно стоимость 1 км транспортной работы зависит от типа подвижного состава (большой автобус или ПАЗик) и вида транспорта (трамвай, автобус или троллейбус).
Наверное это понятно всем на уровне школьной программы. Но это было бы слишком просто для челябинского чиновника, который конечно считают себя умнее остальных и создают бесчисленные структуры, предприятия, операторов, организаторов, проводят конкурсы за счет бюджета. А между прочим объем этих самых средств растет ну просто с геометрической прогрессией. Если в 2021 году ОГКУ ОПЧО провел 129 закупочных процедур на 1,985 млрд.руб., в 2022 году — 379 процедур на 4,853 млрд.руб., то за 5,5 месяцев 2023 года уже 115 конкурсов на 5,938 млрд.руб. Это уже серьезные деньги, за которые можно и нужно спросить.
Например, сравним некоторые закупки.
Маршрут КМ «Калинина –Областная больница»(цена установлена на 38% ниже расходов, цена 1 км пробега 70 руб., 5,8 млн.руб. получит МУП СОД)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут КМ «Калинина – Областная больница» |
2023 год | ||||
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 18 744 157,76 |
2. | Затраты подрядчика на приобретение, установку и эксплуатацию в транспортных средствах i-ro класса дополнительного оборудования, обязанность использования которого предусмотрена нормативными правовыми актами или условиями контракта, включая контрольно-кассовую технику, оборудование для использования в автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда, оборудование, используемое в автоматизированных системах мониторинга пассажиропотока, руб.; | Coi | руб. | 0,00 |
3. | Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ | Ссуб | руб. | 0,00 |
4. | Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика | П | руб. | 9 372 078,88 |
5. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 9 372 078,88 |
6. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 5 833 212,00 | |
7. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 83 331,60 | |
8. | Цена 1 км пробега | руб. | 70,00 | |
9. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 5 833 212,00 |
Маршрут № 10 «ЧМК — ТРК «Родник» (цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 106 рублей, 260 млн.руб. заберет ООО НК)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут № 10 «ЧМК — ТРК «Родник» | ||
2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 32 422 646,19 | 152 164 977,75 | 152 927 103,15 |
2. | Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда | Coi | руб. | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 32 422 646,19 | 152 164 977,75 | 152 927 103,15 |
4. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 32 422 100,76 | 152 158 532,07 | 152 919 009,76 | |
5. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 305 523,00 | 1 429 927,00 | 1 426 483,30 | |
6. | Цена 1 км пробега | руб. | 106,12 | 106,41 | 107,20 | |
7. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 32 422 100,76 | 152 158 532,07 | 152 919 009,76 |
Маршрут № 12с «Автовокзал — Сад Мичурина», № 17с «Автовокзал — Сад Винзавода», № 27с «Автовокзал — Сад Коммунальщик», № 28с «Автовокзал — Сад Дударевская роща» (цена установлена на 58% ниже расходов, цена 1 км пробега 91 рубль, 2,8 млн.руб. заберет МУП КПА)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут № 12с «Автовокзал — Сад Мичурина» | Маршрут № 17с «Автовокзал — Сад Винзавода» | Маршрут № 27с «Автовокзал — Сад Коммунальщик» | Маршрут № 28с «Автовокзал — Сад Дударевская роща» |
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 2 606 380,02 | 2 435 363,35 | 2 415 502,54 | 2 332 394,45 |
2. | Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда | Coi | руб. | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3. | Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ | Ссуб | руб. | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
4. | Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика | П | руб. | 807 977,81 | 754 962,64 | 748 805,79 | 723 042,28 |
5. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 1 798 402,21 | 1 680 400,71 | 1 666 696,75 | 1 609 352,17 |
6. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 819 226,80 | 646 529,63 | 668 316,60 | 675 533,25 | |
7. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 8 968,00 | 7 077,50 | 7 316,00 | 7 395,00 | |
8. | Цена 1 км пробега | руб. | 91,35 | 91,35 | 91,35 | 91,35 | |
9. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 819 226,80 | 646 529,63 | 668 316,60 | 675 533,25 |
Маршрут № 5 «Весенняя (пос.АМЗ) — ЧКПЗ»(цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 109 рублей, 268 млн.руб. заберет ИП Глухов)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут № 5 «Весенняя (пос.АМЗ) — ЧКПЗ» | ||
2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 33 021 280,40 | 130 513 829,72 | 131 168 188,04 |
2. | Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда | Coi | руб. | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 33 021 280,40 | 130 513 829,72 | 131 168 188,04 |
4. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 33 018 605,75 | 130 508 496,12 | 131 159 986,72 | |
5. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 302 895,20 | 1 197 106,00 | 1 194 644,20 | |
6. | Цена 1 км пробега | руб. | 109,01 | 109,02 | 109,79 | |
7. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 33 018 605,75 | 130 508 496,12 | 131 159 986,72 |
Маршрут № 22а «Улица Александра Шмакова-ЧКПЗ» (цена без снижения расходов, цена 1 км пробега 109 рублей, 58 млн.руб. заберет ООО Альфа)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут № 22а «Улица Александра Шмакова-ЧКПЗ» | ||
2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 53 319 175,34 | 180 230 238,35 | 180 960 244,35 |
2. | Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда | Coi | руб. | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 26 659 587,67 | 90 115 119,18 | 90 480 122,17 |
4. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 26655138,50 | 90114234,70 | 90471058,25 | |
5. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 457 520,40 | 1 550 485,80 | 1 546 249,50 | |
6. | Цена 1 км пробега | руб. | 58,26 | 58,12 | 58,51 | |
7. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 26 655 138,50 | 90 114 234,70 | 90 471 058,25 |
Маршрут № 55с «Мамина – Станция «Межозерная», № 57с «Мамина – Станция «Межозерная» (цена установлена на 30% ниже расходов, цена 1 км пробега 65,5 рублей, 8,7 млн.руб. заберет МУП СОД)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
Маршрут № 55с «Мамина – Станция «Межозерная» | Маршрут № 57с «Мамина – Станция «Межозерная» |
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 12 439 266,82 | 12 498 842,43 |
2. | Расходы подрядчика, связанные с приобретением и установкой в транспортных средствах i-гo класса оборудования и программного обеспечения для использования информационной системы навигации, оборудования для организации автоматизированной системы контроля за оплатой проезда, а также плановые расходы на их эксплуатацию и (или) оплату услуг операторов информационной системы навигации и автоматизированной системы контроля за оплатой проезда | Coi | руб. | 0,00 | 0,00 |
3. | Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ | Ссуб | руб. | 0,00 | 0,00 |
4. | Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика | П | руб. | 6 219 633,41 | 6 249 421,21 |
5. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 6 219 633,41 | 6 249 421,21 |
6. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 4 449 546,00 | 4 289 202,00 | |
7. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 67 932,00 | 65 484,00 | |
8. | Цена 1 км пробега | руб. | 65,50 | 65,50 | |
9. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 4 449 546,00 | 4 289 202,00 |
Маршрут № 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал» (цена установлена на 73% ниже расходов, цена 1 км пробега 21 рубль, 28,8 млн.руб. заберет МУП СОД)
№ п/п |
Показатель | Обозначение | Единица измерения |
№ 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал» | № 64 «Автобусный парк – Железнодорожный вокзал» |
Большой класс | Особо большой класс | ||||
1. | Максимальная стоимость работы транспортных средств | Ci | руб. | 179 971 775,23 | 22 687 146,27 |
2. | Затраты подрядчика на приобретение, установку и эксплуатацию в транспортных средствах i-ro класса дополнительного оборудования, обязанность использования которого предусмотрена нормативными правовыми актами или условиями контракта, включая контрольно-кассовую технику, оборудование для использования в автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда, оборудование, используемое в автоматизированных системах мониторинга пассажиропотока, руб.; | Coi | руб. | 3 724 776,00 | 1 029 597,00 |
3. | Размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2, в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ | Ссуб | руб. | 0,00 | 0,00 |
4. | Планируемая плата за проезд пассажиров и провоз багажа, оставляемая в распоряжении подрядчика | П | руб. | 88 186 169,86 | 11 116 701,67 |
5. | Начальная (максимальная) цена | НМЦК | руб. | 95 510 381,37 | 12 600 041,60 |
6. | Цена в соответствии с доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств | руб. | 26 534 467,50 | 2 300 936,40 | |
7. | Планируемый пробег за срок действия | км. | 1 313 587,50 | 80 172,00 | |
8. | Цена 1 км пробега | руб. | 20,20 | 28,70 | |
9. | Расчетная начальная (максимальная) цена по маршруту | руб. | 26 534 467,50 | 2 300 936,40 |
И так далее …
Как видим наличие огромного штата Министерства, замминистра из Москвы, ОГКУ, подразделений администраций муниципалитетов не делает процесс выделения бюджетных средств сколько-нибудь осмысленным и прозрачным. Стоимость 1 км транспортной работы устанавливается от 20,2 руб. до 109,7 рублей.
ОГКУ ОПЧО может при этом заплатить от 100 до 30% вообще без какого-либо обоснования. Ну не бывает так, что 1 км на автобусе большой вместимости стоит 20 рублей, а малой или средней в 5 раз дороже. не говоря о том, что сведения о наличной выручке в большей части взяты вообще с потолка.
Всё это напоминает планирование СССР «от достигнутого». Но вроде как времена и деньги теперь другие. Очень хотелось бы увидеть объяснения, что такое «доведенный лимит бюджетных средств», кто его доводит и почему для каждого перевозчика он доводится разный?