Вся эта история про Челябинскую агломерацию кажется зашла слишком далеко. Это сильно напоминает «дорожную революцию» Юревича, «саммит ШОС и ВСМ» Дубровского.
Как верно говорил г-н Нечаев, действительно есть две феральные программы: «Чистый воздух» Минприроды РФ и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Минтранса РФ. Но при первом рассмотрении там нет ничего общего с той деятельностью, которую развернул региональный Миндортранс Челябинской области.
Конечно же электрический и газовый общественный транспорт способствуют «чистому воздуху» и требуют «безопасных и качественных дорог». Но с таким же успехом можно было сослаться, например, на национальную программу «Здравоохранение», послание Президента или Конституцию РФ. Местное творчество вроде перераспределения полномочий муниципалитетов, очередное перекраивание рынка перевозок по нерегулируемым маршрутам, эксперименты с льготниками, выдумывание искусственных «пересадочных тарифов» и региональных платежных систем, с выделением под эти цели бюджетных миллиардов не что иное, как очередное освоение бюджета по Челябинскому варианту, только уже в областных масштабах.
Те 3-5 млрд.руб., что ушли на покрытие убытков от деятельности Новичихина-Филиппова с Ко в Челябинске, покажутся небольшими суммами и обычным делом по замыслу авторов.
По заявлению А.Филиппова «Если на всю маршрутную сеть понадобится 20 млрд в год, нам их просто никто не даст, и мы будем вынуждены сохранить нерегулируемый тариф на ряде маршрутов». Такие заявления можно считать началом «информационно-имиджевых мероприятий», чтобы чиновники и депутаты, ответственные за выделение бюджетных средств, начали постепенно привыкать к новому порядку цифр. И когда идеологи агломерации выкатят 10 млрд.руб. в год на оплату транспортной работы перевозчиков, уже не будет такого шока. А будет именно так, потому что аутсорсинговая схема обслуживания в Челябинских МУПах банкротах привела к росту расходов на обслуживание единицы выпускаемой техники в два раза при снижении класса самой техники. Перемножте 1-2 млн.руб. в год на количество выпускаемых на линию автобусов, трамваев, троллейбусов трех муниципалитетах. Или возьмите итоги последних «торгов» по маршрутам в аэропорт Баландино. Как это сильно отличается от предыдущего тезиса-мечты про безубыточные и эффективные перевозки, не правда ли? Есть и другие факты, например, что убытки всего общественного транспорта Челябинска, до его «перевода на самоокупаемость» не превышали 200 млн.руб. в год, предприятия Копейска и Сосновского района всё еще работают на уровне близком к окупаемости, не говоря уже о как минимум 70% перевозок по нерегулируемым тарифам в Челябинске.
До этого так лихо распоряжаться миллиардами в Челябинской области могли себе позволить по данным FORBES не более 20 человек. Но тем и отличается частный капитал от государственного, что например выкинуть на НИОКР 45 млн.руб. рачительный хозяин никогда бы не позволил. Ведь зачем тогда существует Управление транспорта в составе Миндортранса, Управление транспорта Администрации Челябинска, МУП Служба организации движения, с суммарным бюджетом более 100 млн.руб. в год, чтобы заказывать на стороне например такие работы:
- Разработка маршрутной сети маршрутного транспорта общего пользования, которая производится на территории Челябинской агломерации на расчетный период, с учетом выполнения мероприятий развития транспортной инфраструктуры (при том что эти услуги уже оплачивались Челябинском ежегодно),
- Рекомендации по применению и разработке (при необходимости) содержательной части нормативных правовых актов регионального и местного значения в целях пресечения нелегальной деятельности по осуществлению маршрутных пассажирских перевозок с учётом требований федерального законодательства,
- Размещение остановочных пунктов для обеспечения территориальной доступности транспорта общего пользования в соответствии с предлагаемыми нормативами,
- Рекомендации по набору функционала «умной составляющей» для обеспечения качества и комфортности перевозки,
- Разработка предложений по системе информационно-имиджевых мероприятий, связанных с введением новой маршрутной сети, и оценка возможных затрат (разработка и ведение информационной кампании, обеспечивающей положительный имидж планируемых мероприятий; разработка и размещение информации в СМИ, в сети интернет, разработка информационных приложений, размещение наглядной информации на транспортных средствах и внутри транспортных средств, на остановочных пунктах, замена аншлагов на остановочных пунктах и др.),
- Анализ соответствия потенциальных земельных участков, удовлетворяющих требованиям для размещения заправочных комплексов, требованиям новой маршрутной сети и т.д.
Вообще то анализировать, управлять и делать выводы прерогатива Заказчика, если конечно он просто не хочет «узаконить» свои же сомнительные решения, якобы независимым мнением стороннего «независимого» подрядчика.